марокканский стиль – архитектура
Марокканский манера – один из самых сложных и изысканных за всю историю дизайна, и чтобы лучше постичь марокканский стиль в интерьере, надо присмотреться к марокканскому стилю в зодчеству. Сегодня для вас – много фото архитектуры марокканского стиля, красота каких говорит лучше всяких слов.
Первая примета всех арабских манеров в архитектуре – арочные проемы.
Арочные проемы могут быть немало простых и более сложных, вычурных, узорчатых форм. Они образуют анфилады, так популярные в классических европейских манерах, и внутренние дворики (патио), свойственные почти всем южным архитектурным манерам.
Марокканский архитектурный стиль, как и любой этнический стиль, делится на немало богатую (дворцовую) и более бедную (назовем ее рустикальной) версию.
– оно стоит того
Ни одна нация, формировавшая собственную эстетическую систему, никогда не была однородной – бывальщины богатые и бедные. Богатые дома стремились подчеркнуть свое обеспеченность архитектурными средствами, у более бедных просто не было на это денег.
Как правило, разница между состоятельной и бедной версиями стиля заключается в сложности формы помещения и искусности его декора.
Сопоставите, например, изукрашенные терема русских бояр и простые крестьянские избы. Итак, любой этнический манера всегда имеет как минимум две версии – искусную, дорогую, дворцовую и несложную, натуральную, рустикальную. Марокканский стиль – не исключение.
________________
Рустикальная версия марокканского архитектурного манера – это арочные проемы простых полукруглых форм, основные цвета – белоснежный, терракота, синий, оливковый. Гораздо меньше декора, и сами помещения тоже меньше. Труба пониже, дым пожиже. Скорее итого, рустикальная версия восходит к традиционному берберийскому дому.
В рустикальной версии марокканского манера отсутствуют колонны, которые очень популярны в “богатой” версии манера.
орнаментальный марокканский стиль
В свою очередь, “богатый” марокканский манера делится на две версии – орнаментальную и цветную. На фото выше и слева – орнаментальная версия.
Как видаете, ей свойственна максимальная сдержанность цветового решения – используются белый, стальной, коричневый, черный, розовый, синий, бронзовый, серебряный, золотой краски.
Основное внимание уделяется узорам – ажурной ковке, резьбе (по камню и по дереву) и мозаике.
Сложность рисунков в орнаментальной версии марокканского стиля доходит до немыслимой. Все арабские манеры характеризуются сложными орнаментами, но марокканский превзошел всех.
Впрочем, декламируйте отдельную статью о марокканских узорах.
Цветная версия марокканского манера отличается от орнаментальной тем, что узоры становятся цветными и даже пестрыми, а в декоре используется масса расцветок.
Цветная версия чаще всего ассоциируется с арабскими манерами вообще и марокканским в частности, но это не совсем верно. Цветной стиль – это манера арабского Востока, а Марокко долгое время культивировало более скупую орнаментальную версию. Подробнее читайте в статье о марокканском интерьере, а пока вернемся к зодчеству.
Марокканская архитектура любит сложные формы – и самих домов, и их внутренних двориков, бесчисленных галерей, проходных террас и т.д. Этому специально уделяется большое внимание – закладываются внутренние дворики в облике звезды, в виде овала с фестонами, в виде цветка и т.д.
И желая “с земли” всей красоты этой сложной геометрической фигуры не видать, ее наличие добавляет обаяния внутреннему дворику – вокруг него возникают ниши и даже альковы, галерейки, закоулки. В свете марокканских ламп все это приобретает динамику, становится колдовским.
Внутренние дворики сложной формы часто обрамляются галереями или колоннадами. Удобопонятно, что и то и другое свойственно только “богатым” версиям марокканского стиля, в отличие от рустикальной.
Присутствие альковов и ниш – вообще характерная черта марокканского стиля. Даже в самом несложном рустикальном доме обязательно будет такой альковчик, в котором можно днем попить чаю, запрятываясь от жары за его толстыми стенами и пологом. Это такая марокканская альтернатива средиземноморской террасе.
на этом фото – не аутентичный случай:
подобная фреска на стене алькова в традиционном арабском манере невозможна, но зато этот пример хорошо показывает архитектуру подобных ниш-альковов, типических для марокканского стиля
Чем богаче дом или чем значительнее сооружение в марокканском стиле, тем оно рослее. Тем узорчатее его потолок (сложнейший декор потолков – характерная черта марокканского манера в архитектуре), тем сложнее его фасад, тем вероятнее появление колоннады и тем богаче резьба по камню.
Отдельная история в марокканской зодчеству – это двери. Вообще отделка дверей – очень важная часть любого престарелого архитектурного стиля, двери только в современном мире утратили свое почти сакральное смысл, которое приписывалось им в традиционных культурах.
Поэтому рассматривать старые двери – цельное отдельное увлекательное дело.
Марокканский стиль, как правило, предпочитает весьма массивные двери.
В рустикальной версии марокканского манера (фото вверху справа) двери отделаны темным металлом и лаконичной резьбой, в орнаментальной версии – сложной резьбой или ковкой, а в цветной, как видаете на фото слева, сложной цветной инкрустацией.
Говоря о марокканской зодчеству, нельзя не упомянуть о “марокканском синем”.
Синему цвету в марокканском манере придается очень серьезное значение, и нетрудно догадаться, почему.
Пожалуй, нигде в вселенной нет таких синих сумерек, как в северной Африке, и любой человек с рослой чувствительностью к цвету навсегда останется впечатлен ими.
Синий, голубой и бирюзовый краска – очень важные цвета во всем арабском мире; частично это связано с тем, что арабы всю свою историю бывальщины отличными мореходами и море стало для них существенной частью культуры. Кубовому и голубому цвету придаются максимально положительные значения – это цвета существования, счастья, надежды, красоты.
Поэтому в марокканской архитектуре довольно дробны дома, полностью или частично окрашенные в глубокий синий цвет. Они, как правило, декорированы не так состоятельно, как дома орнаментальной и цветной версии, но и не так грубовато, как дома рустикальной версии марокканского манера. В их отделке часто присутствуют белые и желтые элементы.
О марокканской зодчеству можно говорить долго – например, можно серьезно дискутировать на тему о том, как эклектичен марокканский стиль и что в нем самобытного сравнительно с другими арабскими манерами, сколько привнесло в него средиземноморское влияние и т.д.
Вероятно, если вас интересует эта тема, то у вас уже навязла в зубах фраза о том, что марокканский манера – это смешение средиземноморских, арабских и африканских стилей. Вообще это вопрос дискуссионный, но объем статьи превысил уже все мыслимые пределы, потому пока прервемся.
Оставайтесь с нами!
Если эта статья вам понравилась, нажмите кнопку “+1″, “мне нравится” или иконку вашей социальной сети. Благодарю!