Ложки с историей: серебряные столовые приборы
За все пора, что люди добывали серебро, тонны этого металла были переплавлены в монеты, драгоценности и несложные бытовые и столовые предметы — вилки, ложки, ножи и соусники, ковши и братины. Но немногие из старых вещей дошли до наших времен. Древние войны заставляли королей и императоров обращать в монеты все попадавшиеся под длань серебряные изделия. Ситуация изменилась после 1870 года, когда в США отворили многочисленные месторождения серебра. Постепенно цены на «белое золото» снизились, и уже к начину ХХ века изделия из этого металла стали доступны многим.
Семейная реликвия
Сейчас немногие могут похвастать серебряными ложками или иными предметами из белого металла, доставшимися в наследство от бабушки. Сложная история нашей края перепутала и смешала судьбы людей и вещей.
Серебряные столовые приборы вечно были показателем благосостояния семьи. Их годами собирали, тщательно хранили и непременно передавали следующему поколению. Словосочетание «столовое серебро» настолько крепко соединилось с понятием обеспеченной буржуазной семьи, что в литературе возник устойчивый манер дворецкого, пересчитывающего на досуге серебряные предметы в хозяйской столовой. По числу и разнообразию изделий из блестящего металла в домашнем обиходе судили не лишь о благосостоянии их владельца, но и о его положении в обществе.
Всевозможная утварь (подносы и блюда, кувшины и вазы, чашки и подстаканники, канделябры), серебряные столовые приборы (ложки, вилки, ножи, лопаточки для тортов и щипчики для сахара), а также иные мелочи были не просто предметами первой необходимости, а гордостью хозяев. Они позволяли без открытого хвастовства продемонстрировать гостям свое материальное положение. Цены на белоснежный металл традиционно были довольно высокими, поэтому столовое серебро приравнивали к банковскому лепте, которым можно ежедневно пользоваться, не опасаясь обесценивания.
Антикварные изделия из серебра ценны не лишь возрастом — по ним можно изучать стилевые особенности разных периодов. Увлекательны предметы XVI века, когда в Европе царила мода на восточные и мавританские мотивы. Немало позднее барокко, а затем и рококо добавили в отделку вещей из белоснежного металла вычурность и множество мелких изысканных деталей.
В начале ХХ столетия любовь к народному или псевдорусскому стилю в России способствовала не только развитию стилизованных орнаментов в отделке, но и созданию самих объектов в виде деревенских избушек и теремков.
В советское время серебро — это дорогостоящий и ценный подарок, который многим был не по карману. Производилось очень немало изделий из мельхиора и посеребренных вещей. Дарили небольшие комплекты чайных ложечек. Большенный популярностью пользовались столовые приборы, выполненные в технике черненого серебра.
Серебряные имена первой размеры
Приобретая сегодня в антикварных магазинах или на блошиных рынках посуду и серебряные столовые приборы, вы скорее итого купите экземпляры работы русских мастеров. В конце XIX —начале ХХ столетия предприятия основных производителей серебряных изделий были сконцентрированы в Москве и Петербурге. Несмотря на ближнее расположение, на каждой фабрике сложился собственный художественный стиль и рука. Петербуржские мастера ориентировались на западноевропейскую культуру и моду, московской же школе был присущ новаторский и авангардный дух. Для всех объектов, выполненных русскими мастерами, характерно самобытное использование различных обликов техники обработки металла: гравировка, чеканка, эмаль.
В России изначально в моде на серебро властвовал западный стиль (как и в других видах искусства). Со временем классические традиции уступили пункт народным орнаментам и стилизации. Ювелиры многих фабрик в начале ХХ столетия следовали царившей в России моде на русский стиль. Посуду и серебряные столовые приборы они украшали стилизованными общенародными орнаментами, фигурками былинных героев или сказочных животных.
Собирание столовых приборов из серебра почитается одним из элитных видов коллекционирования. Даже не самую редкую и не особо старую ложку или вилку из этого дорогого металла ценят в первую очередность по весу. Затем уже определяют стоимость работы и сохранность изделия. Уместно, последнее свойство для антиквариата играет большую роль. К счастью, серебряные столовые приборы долговечны и устойчивы к воздействию поре.
Сейчас обзавестись серебряной утварью несложно. Можно купить серебряные столовые приборы по отдельности, подбирая вылитые или одинаковые предметы, либо собрать в полноценный комплект (например, ложки фабрики Хлебникова). А можно обзавестись сразу столовый набор, правда, найти его несколько сложнее. В целом составе комплекты встречаются редко и, безусловно, представляют собой впечатляющее зрелище. Причем не лишь сами приборы, играющие мягким блеском, но и обитые атласом и бархатом футляры.
Подводные камни
Столовые приборы из серебра — дорогостоящее приобретение, поэтому выбирать предмет и оценивать перспективы покупки необходимо осторожно. Особенно это касается антикварных вещиц. Если на руках есть письменная экспертиза или вы уже покупали серебряные вещи для коллекции, тогда сделать выбор несложно. Однако в первоначальный раз будьте предельно внимательны. Покупая серебряную посуду, обращайте внимание на присутствие вмятин, потертостей и следов деформации на предмете. Серебряные соусники, блюда и вилки случаются смяты при ударе или падении. Реставрация изделий из серебра — довольно сложный процесс, выпрямление вмятин нередко приводит к повреждению металла. В итоге он может просто лопнуть.
Клеймо (отпечаток, выдавленный на металле, как правило, на дне или возвратной стороне предмета) — непременный атрибут изделий из драгоценных металлов, в том числе серебра. Обыкновенно им обозначают пробу, а также имя автора или название фабрики-производителя, например, на серебряных столовых приборах vivo изображен соответственный товарный знак и проба. По клейму можно определить время создания созданья искусства (разные авторы или фабрики в различные промежутки времени меняли очертания своих тавр). Оно расскажет также о подлинности вещи не хуже чем химический анализ о ее составе. Но и тут вероятен подвох — клейма бывают поддельные. Выбитые на предметах нынешними умельцами, они превращают работу неизвестного мастера в творение знаменитости, так Фаберже.