Капитальный ремонт старинных зданий

По этим экспертов, законодатели говорят документы, которые должны регламентировать распорядок проведения капитальных ремонтов в жилых зданиях, представляющих собой определенную историческую ценность. Ведь, с одной сторонки, по ныне действующему закону, места общего пользования многоквартирного дома являются коллективной собственностью съемщик.

Но, в тоже время, в рамках программы капитальных ремонтов, государство финансирует порядочную часть затрат на ремонт кровли, фасада, замену инженерного оборудования и иных «общественных» материальных ценностей.

Однако если для капитального ремонта типовых домов существуют определенные стандарты, то исторические кварталы требуют индивидуального похода. Выговор не идет о сохранении культурного наследия (такие здания редко заселены обыкновенными гражданами). Новый документ регламентирует ремонт старинных зданий, имеющих собственный индивидуальный колорит, но в тоже время сильно обветшавших с годами.

старый дом

Намечается, что средства на капремонт таких построек будут выделять с расчетом на реконструкцию исторических изысков. Однако, по суждению экспертов, в старых домах нецелесообразно проводить полномасштабную реставрацию. Вероятно, в некоторых случаях, вместо реконструкции каменных колонн целесообразней устанавливать декоративные элементы, так, из полиуретана.

Разумеется, такие приемы недопустимы при реставрации памятников цивилизации (как известно, при реконструкции Большого театра, которую критики назвали несовершенной, все же не использовали ненастоящие материалы). Однако для ремонта «рядовых» зданий, построенных в конце девятнадцатого столетия или в начале двадцатого, применение достоверных имитаторов специалисты считают допустимым.

В частности, для создания декоративных элементов как внешней, так и внутренней отделки, эксперты рекомендуют применение качественных изделий из полиуретана. Его используют дизайнеры и зодчие в качестве альтернативы дорогостоящей лепнине. Материал удобен тем, что из него несложно изготавливать буквальные копии оригинала, причем в неограниченном количестве.

В некоторых случаях «ажурная» отделка дома, так, посредством повторяющихся рисунков орнамента, требует геометрической точности рисунков. Весьма эффективно из искусственных материалов смотрятся колонны, молдинги, карнизы, декоративные панели, угловые панели, бордюры и иные «лепные» изделия. Иногда поверх декоративных элементов наносят краску, а в кой-каких случаях к поверхности стены надежно прикрепляют уже готовую «лепнину» с заблаговременно подобранным нужным оттенком.

Впрочем, возможны и других подходы к ренессансу старины. Так, по оценкам экспертов, при реставрации старого жилого московского дома по улице Сивцев Вражек, 44 использовали, большей частью, натуральные материалы. В рамках программы капитальных ремонтов, тут отреставрировали не только лепнину, но даже живопись внутри подъезда, и ввели на прежнее место дубовые перила. В результате жилому зданию «посчастливилось» сталь московской достопримечательностью.

ремонт

Архитектурный бетон
Впрочем, не вечно искусственную лепнину и другие декоративные элементы здания производят из полиуретана или подобной синтетики. По суждению экспертов, широко распространен на Западе и успешно прижился в наших кромках, так называемый, архитектурный бетон. Разумеется, архитектурный бетон имеет несравненно вящую прочность, чем полиуретан, а потому из него производят, в том числе, более «положительные» конструкции, например, замковый камень, барельефы, катушки, сандрики и иные декоративные формы.

Архитектурный бетон также примечателен тем, что с его помощью можно успешно имитировать текстуру и краска практически любой облицовки, либо декоративного элемента. В частности, керамики, песчаника и немало других материалов. Специалисты отмечают прочность фасадного декора, отлитого из архитектурного бетона. Суть в том, что бетонные изделия, назначенные для оформления фасада, производят по специальной технологии, и при этом весьма достоверно дозируют компоненты, предусмотренные рецептурой для имитации того или иного камня, либо иной облицовки.

Для отливки из архитектурного бетона тех или иных декоративных элементов используют силиконовые конфигурации, предусматривающие самые разнообразные объемные фигуры. Специальные добавки (цвето-кондиционные примеси) не лишь придают изделию требуемый оттенок, но также «отвечают» за долговечность небольших (заостренных, копьеобразных) и других «ненадежных» элементов, а также геометрически сложных фигур.

По оценкам экспертов, архитектурный бетон имеет ряд преимуществ, по сравнению с иными материалами, предназначенными для украшения фасадов. В частности, технология производства декоративных фасадных элементов предусматривает возможность изготовления смешений в производственных условиях, с дальнейшей доставкой готового, но не застывшего материала к пункту производства строительных, реконструкционных или реставрационных работ.

Таким образом, архитектурный бетон ровно на месте заливают в формы. Это дает возможность изготавливать крупные, довольно тяжеловесные элементы фасадного декора монолитным способом. Что, безусловно, мастерит всю конструкцию более прочной и долговечной, например, по сравнению с методом отдельного производства и последующего присоединения к фасаду готовых конструктивных элементов декора.

Если сообщать о реконструкции и капитальном ремонте старых жилых зданий, то имитировать, произнесём, мрамор или гранит придется не столь уж часто, поскольку советских людей после революции все же не расселяли во дворцах. Однако для бывших особняков, сделавшихся ныне общественными зданиями, либо для отделки новых построек, «притязающих» на гранитную или мраморную облицовку (притом, что хозяева все же не готовы финансировать «царский размах» вложений), по суждению специалистов, отлично подойдет архитектурный бетон, достоверно имитирующий натуральный камень.

Ненастоящий камень
Впрочем, для отделки и реставрации фасадов, наряду с архитектурным бетоном также используют иные изделия, обладающие хорошими эксплуатационными свойствами и наилучшим образом соответственные стилю здания. Эксперты считают, что для изготовления качественной и долговечной имитации значительно грамотно составить, например, смесь раскрошенных натуральных минералов, пигментных добавок, акриловой смолы и иных связующих компонентов.

Ингредиенты подбирают, измельчают и размешивают по специальной технологии, после чего заливают в конфигурации. Для затвердевания нового «каменного» изделия также применяют различные технологии, в том числе, с использованием виброуплотнения.

Качественный образчик должен иметь плотную однородную непористую структуру (разумеется, если пористость не предусмотрена технологией производства ненастоящего камня, с целью большего сходства с аналогом). Эти свойства, по мнению специалистов, обеспечивают в нашей места долговечность фасадов, облицованных качественным искусственным камнем, а также украшенным многообразными декоративными элементами, выполненными аналогичного материала.

Эксперты подчеркивают, что, к образцу, метод виброуплотнения не позволит изделию сохранить заранее заданную фигурную конфигурацию, а потому качественные искусственные камни, несмотря на отличные прочностные свойства, неплохо поддаются механической обработке. Таким образом, декоративные элементы фасада можно не лишь изготавливать в виде лепнины или отливать из архитектурного бетона, но также выпиливать из ненастоящего камня.

Впрочем, по мнению экспертов, если сравнивать декоративные элементы фасада дома, сделанные из полиуретана, с аналогичными изделиями, выполненными из искусственного камня, то заключительные имеют свои недостатки. Слишком массивные «каменные» фигуры могут всерьез увеличить нагрузку на стены здания и на фундамент, а потому их установка спрашивает серьезной инженерной проработки.

Для большинства видов искусственных камней характерна немало грубая обработка деталей, хотя есть технологии, позволяющие изготовлять декоративные изделия с мелкой деталировкой. Однако отливать сложный геометрический рисунок (так, из полиуретана) все же проще, чем вытачивать из камня.

Кроме того, по мнению специалистов, к преимуществам декоративных элементов фасада, выполненных из полиуретана, можно отнести скорость их изготовления и установки на стенах дома. А вот монтаж крупногабаритных изделий требует временных затрат, использования подъемной техники и соответственнее квалификации персонала.

И все же каждый дом – новый, или поставленный на реконструкцию, требует индивидуального подхода. В кой-каких случаях просто невозможно обойтись без настоящих реставрационных работ. Так, если большая часть лепнины на фасаде находится в хорошем состоянии, а восстановить необходимо относительно небольшой участок орнамента или скульптурной композиции.

Эксперты помечают, что на сегодняшний день городские организации, ответственные за реконструкцию общественных домов, подходят к проблеме более консервативно, и чаще используют для восстановления декоративных элементов фасада сравнительно тяжеловесный декор. Возможно, преобладает желание оформить здание традиционным способом, тем немало, если это не частное строение и об экономии чьих-то личных денег выговор не идет. Впрочем, специалисты не исключают, что не все хозяйственники осведомлены о возможностях полиуретанового фасадного декора, к тому нет уверенности в его надежности.

Однако эксперты находят, что тяжеловесные конструкции не всегда оправданы для старинных зданий, хотя их стены, как правило, крепки. Однако старые дома построены в центральной части города, где все прилегающие земли буквально «изъедены» коммуникациями. В кой-какой степени они ослабляют фундаменты, а для центра Москвы характерны и другие проблемы, из-за каких случаются провалы грунта. В этом плане легкие декоративные элементы немало безопасны для сохранности зданий.

Старинные окна
Неоднозначная проблема порой встает перед реконструкторами старых зданий, когда решается вопрос обновления окон. Тем более что есть масса примеров, когда в зданиях, являющихся памятниками архитектуры, заменили престарелые «продувные» окна на новые стеклопакеты, в точности повторяющие форму раритетных окон.

Но есть и другие примеры, когда от современных технологий отказались, бережно отреставрировали престарелые окна, заменили фурнитуру, выровняли поверхность рам, обеспечив достаточную герметичность, и в тоже пора плавное открывание и закрывание окон. В последнем случае, конечно же, исторический лицо зданий был сохранен более достоверно, однако энергосберегающие свойства престарелых окон, безусловно, не могут тягаться со стеклопакетами, выполненными по новым технологиям.

Для хозяев и ремонтников, предпочитающих видать в оконных проемах старых зданий новые стеклопакеты, производители предлагают размашистый выбор изделий, достоверно имитирующих старину. Так пластиковые окна могут в точности повторят цветовую гамму оригинала, а также владеть форму арки, круга, полукруга, или любую другую.

В качестве успешных примеров известных московских исторических зданий, где старые окна заменили на «новоиспеченный пластик», специалисты приводят Третьяковскую галерею, Киевский вокзал, арена На Таганке. Правда, стоит учитывать, что названные выше здания не очень-то специфически для старой Москвы и совсем не похожи на жилые дома.

Например, Киевский вокзал имеет огромные окна, какие ограждают громадные залы. Понятно, что теплопотери через такие окна велики. К тому же дом вокзала, это не столько памятник истории, столько функциональный объект, какому вовсе необязательно сохранять «строго музейный» вид. А вот Третьяковка действительно музей, какой смотрится после реконструкции весьма достойно.

Многие специалисты находят, что именно размеры и форма окон могут сыграть в выборе решающую роль. Вящие окна сложнее и дороже реставрировать, да и теплопотери (по сравнению с современными стеклопакетами) будут неоправданно рослы. А вот окна умеренной величины иной раз лучше отремонтировать, выровняв рамы и утеплив их, используя нынешние технологии, которые также имеются для старых окон. Как бы ни был удобен стеклопакет (в частности, в мытье, в уходе за стеклами), невозможно придать нынешним окнам полное историческое сходство с раритетом.

Помыть – почистить
Ремонт или реконструкцию престарелого здания сложно представить без обновления фасада. Разумеется, отштукатуренный дом есть смысл покрыть новым слоем штукатурки, а затем выкрасить. А вот дом, облицованное кирпичом или камнем, иной раз целесообразней хорошенько отчистить от вековой слякоти. Возможно, придется частично отреставрировать и кирпичную (каменную) кладку. Такое дом – с отмытыми и «немного отреставрированными» стенами будет выглядеть намного достовернее на поле других старых домов, чем здание с фасадом, заново облицованным нынешним кирпичом. Да и очистка стен обходится гораздо дешевле, чем их облицовка.

Разумеется, фасады необходимо мыть с определенной периодичностью, а вовсе не по случаю реконструкции старого дома. И все же есть методы очистки стен, которые специалисты выделяют как наиболее эффективные, когда выговор идет об «обновлении старины». Например, для таких случаев эксперты рекомендуют технологию мягкого бластинга, поскольку она наилучшим манером сохраняет первоначальный облик фасада, и в тоже время удаляет с него слякоть.

По оценкам экспертов, метод мягкого бластинга позволяет очищать утилитарны любые поверхности: бетон, кирпич, камень, дерево, плитку. Технология также позволяет убирать слякоть с мраморной, стальной, стеклянной или пластиковой поверхности, которая более характерна для внутренней доли здания. Таким образом, метод мягкого бластинга позволяет почистить престарелое здание не только снаружи, но также изнутри.

Эксперты подчеркивают универсальность метода. Технология позволяет отчищать поверхность стен от престарелой краски, от нефтяных и масленых пятен, от сажи и других загрязнителей. Вящая проблема стен старых домов – это граффити. Причем художники, в своем непрошеном творчестве, используют самые многообразные красители, а потому найти и применить для них единый очиститель не так-то попросту.

Однако, по оценкам экспертов, технология мягкого бластинга предоставляет такую возможность. К тому же специалисты помечают эффективность работ. Одна установка для очистки стен здания способна обработать за день немало 100 квадратных метров загрязненной поверхности.

Метод мягкого бластинга для нашей края достаточно новый, и имеет несколько разновидностей: для каждой поверхности целесообразно выбирать наиболее оптимальный подход. Эксперты уточняют, что эта технология очистки имеет американские корни. При этом отдельные облики мягкого бластинга прижились в российской действительности наилучшим образом.

В частности, эксперты помечают технологию турбобластинга. Чистящий реагент смешивается с водой прямо в установке. Турбоустановка, в соответствии со своим наименованием, разгоняется сжатым воздухом. После смешивания внутри корпуса реагента с водой, смешение под давлением поступает на поверхность и также под давлением воздействует на очищаемую поверхность.

Эксперты помечают преимущества турбобластинга, связанные с возможностью многофункционального использования оборудования. В подневольности от характера загрязнений и «степени деликатности» очистки турболастинг позволяет использовать как абразивные очистители, так, кварцевый песок, так и более мягкие, например, мел или кальцит.

Разумеется, для стены, облицованной неотесанным камнем, подойдет пескоструйная очистка, поскольку реагент не поцарапает поверхность камня. Но даже если, вдруг, это произойдет, то на поверхности необработанного камня не будет видать царапин. Зато мощная струя кварцевого песка, перемешанного с водой, вычистит, как вытекает, все «расщелины» каменной поверхности старого здания, где «за века» накопилось немало слякоти.

Для очистки мраморной стены в качестве реагента подойдет мел. Материал, хоть и мягкий, но пять работает в качестве «губки». А вот пескоструйный метод для мрамора совершенно неприемлем, поскольку кварцевый песок (как и сам кварц) имеет гораздо вящую твердость по шкале Мооса, чем мрамор. А значит, на мраморной поверхности непременно останутся царапины.

Впрочем, эксперты отмечают некоторые недостатки турбобластинга. Его не рекомендуется использовать на тех объектах, где нежелателен контакт с водой. И, разумеется, в поддержкой турбобластинга нельзя очищать здания в зимний период, особенно при низеньких температурах, поскольку вода может замерзнуть.

Не менее интересен криогенный бластинг, когда очистку поверхности изготовляют при помощи сухих гранул льда. Реагент имеет умеренную жесткость, а потому довольно деликатно обрабатывает поверхность. По мнению специалистов, одно из наиболее привлекательных свойств криогенной очистки, это чистота самого реагента: его не необходимо убирать после завершения процесса. В завершающей стадии сухие гранулы льда уже не должны кормить грязи. А потому «остатки реагента» испаряются, не оставляя следов.

Впрочем, этот метод тоже имеет свои недостатки. Дело в том, что установка для производства сухого льда стоит чересчур дорого: средства совершенно несоизмеримы с процессом очистки зданий. Такая технология больше подходит для западных стран, где сухой лед имеется в свободной продаже.

У нас же, если выйдет прикупить сухого льда, то не так-то просто обеспечить возможности для его хранения. Обыкновенный холодильник не походит, поскольку сухой лед в нем быстро превратится в мокрый. По оценкам экспертов, в западных краях все большую популярность приобретает сода-бластинг. А вот Россия пока отстает, в первую очередность, из-за дороговизны оборудования.

Несмотря на присутствие в названии слова «сода», очистка подразумевает использование немало других реагентов, твердость которых находится в диапазоне значений от двух до трех по шкале Мооса. Таким манером, все реагенты обходятся с поверхностью достаточно деликатно.

Кроме того, можно изготавливать очистку, как с использованием воды, так и без нее. Сода-бластинг позволяет отчищать деревянные, пластиковые, стеклянные и многое иные поверхности. Специалисты подчеркивают, что на сегодняшний день это один из наиболее эффективных способов очистки домов после пожара. Ну и, конечно же, старые здания обретают «новые лики», когда с ними профессионально работают при помощи деликатного и весьма эффективного метода очистки.

Галина Свинина

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *